Школа боевых искусств ушу в Волгограде

Хун цзя цюань внутреннее и внешнее, пять разъяснений

岭南洪拳 Лин нань хун цюань главный из “пяти больших знаменитых семей” боевых искусств. От других стилей провинции Гуандун его отличают простые, лаконичные движения и мощное тело, точные нападения и защита. Однако нужно в течении длительного времени тренировать силу для её эффективного применения, не 花 架 子 (huājiàzi) подставка для цветов (красивая, но бесполезная вещь), а немедленное достижение целей в нападении и защите. “小成三年中, 大成十年功”(xiǎochéngsānniánzhōng, dàchéngshíniángōng) малый успех за три года, большой успех за 10 лет работы. В независимости от того какой вид боевого искусства вы практикуете, в равной степени неотделимы настойчивость и последовательность в обучении, по этому процесс обучения боевым искусствам в южных школах называют гунфу. Часто возникает вопрос, что означает хунцюань гунфу? Хунцюань гунфу подразумевает способность вести рукопашный бой. Умение вести бой основывается на длительных тренировках, при которых накапливается сила и мощь. Как говорится “一胆、二力、三功 夫”(yīdǎn, èrlì, sāngōngfu) «первое отвага, второе сила, третье гунфу», сила находится перед гунфу. Чтобы храбрость в бою не была самоуверенностью, нужно соединение искусства рукопашного боя и силы. С учётом сказанного, хунцюань гунфу означает универсальные способности. Неотъемлемая часть системы подготовки хунцюань гунфу это технические комплексы 套路 таолу. В хунцюань существует три так называемых сокровища. Существующие формы популярны как в Китае так и за рубежом: 工 字 伏 虎 拳 (gōngzìfúhǔquán), 虎鹤双形拳 (hǔhèshuāngxíngquán), 铁线拳 (tiěxiànquán) три комплекса. Традиционный хунцюань неисчерпаем, нескончаемая сокровищница, вышеуказанные три комплекса в течении ряда поколений обновлялись старыми мастерами, преобразовывались и в конечном итоге приняли современный вид. Помимо этих трёх столпов хунцюань существует большое количество других комплексов используемых при обучении.

Особое внимание при изучение традиционного хунцюань необходимо уделять комплексному использованию как классических так и современных методик тренировки. К сожалению подрастающему поколению современного общества не хватает усидчивости и психической выносливости, в традиционном хунцюань, даже в Китае, происходит потеря традиций жёстких практик. Конечно современное общество не нуждается в профессиональных бойцах, соответственно, в настоящее время часто хунцюань таолу используются в тренировках для красоты и гимнастики, только не большая часть изучает ушу, как боевое искусство, эти люди увлечённые традиционными искусствами, шаг за шагом в соответствии с традиционными методами оттачивают на практике дух и тело. Это истинные приемники традиционного хунцюань. Ранний хунцюань занимал сравнительно высокие позиции, короткие мосты рукой считались главными, движения сравнительно небольшие, современный хунцюань вобрал в себя некоторые техники из других южных стилей, сформировались низкие позиции, стойки крепкие, комбинировано используются длинные и короткие мосты, предплечья жёсткие, сильные, яростные. Особое внимание уделяют тренировке 发劲 фацзинь , ци побуждает силу “ли”. Особенностью является использование специальных выкриков. В хунцюань использует жёсткие удары на близкой дистанции, нарабатывается обладание принципом “ты не идёшь, я не двигаюсь“. Хунцюань предпочитает атаковать с флангов, обходя противника. В прошлые времена начиная тренироваться хунцюань человек использовал не спортивные залы а место проживания и укромные места на работе, тем самым ограничивая диапазон своих движений, таким образом сформировался стиль так называемый “короткий мост, узкая позиция”, в последствии с требованием времени амплитуда расширилась, техника обновляясь и реконструировалось. Хунцюань не является чем то постоянным, с неизменными догмами, он открыт инновации, развитию и повышению эффективности кулачного боя. К тому же, короткий мост и узкая позиция эффективна в обороне, длинный мост и широкая позиция удобна в нападении, длинное и короткое комбинируется, индивидуально, всё это в сочетании составляет единое целое.

Я сильно удивлю адептов т. н. внутренних стилей но в хунцюань большое место занимает внутренняя работа. Методы тренировки традиционного хунцюань, совмещают внутреннее и внешнее. Хунцюань формой внешний, в движениях присутствует внутренняя форма кулака, что не отвечает принятому мнению, что движения выделяются жёсткостью.

В хунцюань большое внимание уделяют ударам ногами, но как правило не используют высокие удары ногами. Необходимо применять быстрые удары ногами, быстрые ноги- сильные ноги, поэтому движения сравнительно небольшой амплитуды, удары быстрые, точные, жёсткие, используя ноги против ног противника. Мастер 林世荣 (línshìróng) в предисловии к «парной форме тигра и журавля» говорил «Следуя по пути искусства кулака, на самом деле легко изучать, но трудно стать мастером. Необходимо ясно понять правила, изучить эти правила, а потом используя силу, стать мастером в использование мостов. Чётко выполняя эти правила самостоятельно продвигаться вперёд, тем самым пропуская всё через себя и осваивая, наступление и отступление, вход и выход, четыре достижения секретов, пять ворот методов, восемь граней форм, путь жизни и смерти. Занятия хунцюань позволяют воспитать крепкий характер и очень сильное тело. Особое значение в хунцюань придают тренировке позиции “马” (mǎ). Человек тренирующийся использует 马步 (mǎbù) позицию всадника, как необходимое средство для тренировки силы нижних конечностей. Тренированную позицию мабу можно сравнить с каменной глыбой, только тогда её можно считать эффективной к воздействию внешних сил и стремиться к достижению устойчивости, поэтому в области Лин-нань есть пословица “未学拳脚,先练扎马”(wèixuéquánjiǎo, xiānliànzāmǎ) не тренируй руки и ноги, прежде чем научишься удерживать позицию всадника. Древние говорили прежде чем изучать боевое искусство найди светлого мастера. Необходимо знать это и поэтому правильно действовать, сочетая силу воли и настойчивость и постепенно полностью овладеть мастерством, именно это и есть путь. Начиная с того, что нужно удерживать изо всех сил позицию всадника и в поте лица выполнять мосты—это действительно настоящее gongfu с использованием силы и нет другого метода, чтобы овладеть им. “洪家讲桥马,蔡家讲快打” (hóngjiā jiǎng qiáomǎ, càijiā jiǎng kuàidá) семья Хун говорит мосты и позиции, семья Цай говорит быстрые удары, “洪家桥马,佛家快 打” (hóngjiā qiáomǎ, fójiā kuàidá) семья Хун говорит мосты и позиции, семья Фо говорит быстрые удары,эти народные кулачные пословицы ещё более показывают, что хунцзяцюань нельзя представить без техники руки “мост” и позиции всадника. Предшественники хунцюань затрачивали по 3 — 5 лет напряжённого и очень объёмного труда в освоении позиции всадника и форм мостов. Попробуем представить себе позицию всадника пустой, мосты бессильные, тогда не будет возможности сопротивляться надавливанию, как человек в таком состоянии может вести поединок? В хунцзяцюань считают, что удерживание моста и позиции всадника это простой и несложный в применении на практике путь овладения мастерством. Занимаясь упорными тренировками и оттачивая свои способности можно понять внутреннюю глубину и тонкость этих движений. Метод техники моста и позиции всадника, помимо этого включает в себя пять требований. А именно в искусстве хунцюань есть внутренние, и внешние пять требований. Внутренние пять требований это требования с помощью которых обучаясь боевым искусствам совершенствует основу (корень), также являются основой цюаньшу. Пять внешних требований цюаньшу это прикладные техники.

1. Пять внутренних требований
精 (jing) чистая субстанция、力 (li) сила、骨 (gǔ) кости、气 (qì) энергия、神 (shén) дух это в хунцюань пять внутренних требований, все пять взаимосвязаны. Совершенствование в изучении боевого искусства на протяжении всей жизни это основа, что также является фундаментом в цюаньшу. Внешние это пять кулаков 龙 (lóng) дракона, 虎 (hǔ) тигра, 豹 (bào) леопарда, 蛇 (shé) змеи, 鹤 (hè) журавля. Пять кулаков тренируются одновременно, пять требований переплетаясь выстраиваются, тело крепкое, дух сильный, руки искусные, ноги твёрдые, глаза острые и отважные. Основоположники, специально создали комплекс 五形拳 (wǔxíngquán) пять форм кулака, сохранившийся с шаолиня.

1. 精(jing) цзин-чистая субстанция
В рождение и становлении зрелого мастера 精 занимает центральное место. С одной стороны 精 (jing) поддерживает 神 (shén), 神 (shén) поддерживает 气 (qì); с другой стороны, полная 精 (jing) — полный костный мозг, полный костный мозг — крепкие кости, крепкие кости — здоровая сила 力 (lì). Изначально 精 врождённое состояние, полученное от родителей; 精 приобретённая при жизни, с потреблением пищи расцветает, проходя через органы тела транспортирует жизненную энергию. С одной стороны, приобретённая при жизни 精 в дальнейшем превращается в приобретенную истинную субстанцию 真 气 (zhēnqì), в артериальной и венозной крови внутри мышц; С другой стороны 精 и костный мозг взаимно пополняют друг друга, 精 не может сразу вытягивая пополнять костный мозг, наполненная 精 снова может пополнять костный мозг, и то и другое достигает равновесия, переполненное 精 выпускается наружу, 精 выходит наружу через 7 дней, 精 и костный мозг способны заново приходить к равновесию. Это легко можно освоить с детства, год от года повышая мастерство и достигая совершенства.

鹤 拳 (hèquán) кулак журавля тренирует 精 , целесообразно применение умеренных тренировок, копируя манеру журавля и воспринимая его дух, во время тренировок нужно сосредоточиться на оттачивании духа 神, 气 спокойно движется через вытянутые руки, так называемая жизненная сила 神 气  движется естественно , движения выполняются с желанием, стоять ровно как мемориальная колонна, высотой 1000 женей ((1 жэнь=8 尺) (尺 (chǐ) единица длины, равная 0,32 метра)), закрыть глаза и успокоить сердце.

2. 力 (lì) сила
Жизненная сила в мышцах и костях, кости с большими крепкими сухожилиями обладают большой силой, истощённые кости и слабые сухожилия это слабая сила, поэтому тренировать силу надо с самого начала. Сила разделяется на внутреннюю и внешнюю, проявляется в качестве 刚柔 (gāngróu) жёсткости и мягкости, поэтому чередуются движения жёсткие и мягкие, превращая слабое тело в сильное, поэтому природную мускулатуру можно значительно увеличить, малую силу можно развить с нуля, с детства прилагая усилия от малого к большому, ни при каких обстоятельствах не сворачивая, верх-низ открывается и закрывается, твёрдость и мягкость удерживается, вся эта сила используется в хунцзяцюань в технике 12 мостов.

豹拳 (bàoquán) кулак леопарда тренирует силу, мощь леопарда уступает мощи тигра, сила по сравнению с тигром не так огромна, превосходство леопарда в подвижности (прыгучести), сила в пояснице слабее чем у тигра. Во время тренировок, нужно практиковать короткую позицию всадника, тело наполнено силой, обе ладони крепко хватают, пальцы сгибаются как железные крюки.
3. 骨(gǔ)кости

Кости человека служат опорой, также придают форму в кулачном искусстве, поэтому сначала нужно укреплять мышцы и кости, взращивать чистый костный мозг это единственное средство для этого пути. Поэтому тренируя воинское искусство нельзя не заниматься 易筋经 (yìjīnjīng) методом изменения мышц и 洗髓经 (xǐsuǐjīng) методом промывания костного мозга которые являются настоящими сокровищами. У мужчин и женщин структура костного вещества отличается, когда идёт пополнение спермы а не мозга, кости вынуждены всасывать другие вещества, такие как жиры белки и др., что является причиной подагры, хрупкости костей и других заболеваний. Женская скелетная система изначально не имеет этой функции, поэтому очень не многие женщины страдают подагрой, в основном страдают от остеопороза, а мужчины в меньшей степени подвержены остеопатии. Поэтому молодым людям моложе 18 лет, пока скелет ещё не сформировался, не рекомендуется иметь половыми отношениями.

虎拳(hǔquán) кулак тигра тренирует кости, во время тренировок нужно всё тело наполнять 气力 энергетической силой, руки крепкие поясница плотная, в подмышках колоссальная сила, энергия пронизывает тело, с напряжением от начала до конца, поднимается и опускается используя силу, взгляд гневный непреклонный, разгневанный тигр выходит из пещеры, когтями способен вывернуть гору.

4. 气(qì) воздух, газ, энергия Ци последовательно течёт в мышцах, пронизывая и давая силу костям и волосам, китайская медицина также утверждает, что ци пронизывает венозную кровь. И в ушу и даоские святые уделяли большое значение тренировкам ци, а именно: постоянному вскармливанию ци, что полезно для здоровья. В хунцюань также существуют методы тренировки ци, которая движется, с помощью определённых навыков дыхания, с помощью массажа, посредством дыхательной гимнастики, во время нанесения серий сильных ударов; ци успокаивается, при спокойном естественном дыхании по малому кругу. Но однако хотя тренировка дыхания 气 (qì) и вскармливание очищенного 精 тесно связаны между собой и даже если истинная субстанция 精 естественно вращается по малому небесному кругу, если 精 выходит наружу, нужно восстанавливаться в течении 7 дней.

蛇拳(shéquán) кулак змеи тренирует ци, пропуская через себя ци падая и опускаясь, чтобы спокойная мягкая ци была на первой месте. Посредством мягкой непрерывной как змея ци, шаг за шагом хорошо осваивать эту сущность, как будто очень слабая (астеническая) сила, встречающуюся у тварей, как будто выпускаемая энергия сдерживается, больше чем у храброго мужчины, получая опыт собственной энергии. Практикуя тренировку 气, тело необходимо расслабить, руки свободные, поясница расслабленная, параллельными пальцами выполняются удары-нажимы вверх-вниз, как будто змея имеет язык, и постоянно изгибается, почти не имеют линии, как бы останавливаясь и не останавливаясь. Как говорится сталь лучшей закалки, которую можно обогнуть вокруг пальца, а также можно точно рисовать картины.

5. 神(shén)дух
神 один из путей, природная 气 чистая, глаз острый жёлчный пузырь сильный, в поединке не приветствуй скрещенными руками, смотри во все стороны, уши ловят звуки со всех сторон, нужно знать о механизмах наступления и отступления, стоять в стратегически выгодной позиции. 神 зависит от мастерства, став мастером полностью овладеваем 神 который становится бодрым, это и есть очищенный 神.

龙拳 (lóngquán) кулак дракона тренирует 神, во время тренировки тела не нужно применять усилие, обратите внимание на концентрацию ци из даньтянь, всё тело энергичное, обе руки спокойные, пять центров перекликаются, как дух дракона плавающий в пустоте, естественно исправляя непредвиденное.

2. Пять внешних требований
Один из учителей наставников говорил: Если рассматривать искусство хунцзяцюань, то всё основывается на руках, ногах, теле, сердце и глазах. Рука, нога, тело, сердце, глаза, это и есть в хунцзяцюань пять внешних требований. Мастер Янь Дьяньсьён говорил: “От центра к краю осуществляется действие, умело действуя спереди сзади, слева-справа. Очевидно, что используются верхние, средние и нижние позиции. Необходимо добиваться баланса между жестким и мягким, посредством тренировок вырабатывая крепкую основу. Сначала необходимо тренировать ноги, потом отрабатывать технику, третье правило отрабатывать скорость, в четвёртых добиваться устойчивости, пятое освоить технику мостов и позиций, шестое искусно освоить методы разрушения. ” Господин 林世荣 Лин Ши Жён ещё говорил: “Как понять четыре достижения? Сердце, глаза, руки, ноги действуют согласованно, именно так. Человек сердцем достигает принципов моральной чистоты бога; глаза достигают ясного блеска без суеты; руки становятся оружием легко штурмуют шеренги; ноги достигают способности наносить быстрые удары.”

1. 手(shǒu)рука
Руки в подвешенном состоянии образуют вход (ворота), руки нужно держать узко, не надо расставлять широко. Руки слегка согнуты, не нужно выпрямлять локти. При широком положении рук атакующие действия противника, по прямой достигают цели, при узком положении легко защищаться, согнутыми руками легко производить захваты. В хунцзяцюань есть правило “一手分三关:头关在肩,要沉;二关在肘,宜坠;三关在腕,最生 猛 ” (yīshǒufēnsānguān: tóuguānzàijiān, yāochén; èrguānzàizhǒu, yízhuì; sānguānzàiwàn, zuìshēngměng.) рука делится на три закрытия, первое закрытие это плечи, их нужно опускать; второе закрытие это локти, локти нужно свешивать, третье закрытие это запястье, запястья самые подвижные. Помимо опускания плеч и свешивания локтей, требования в хунцзяцюань для всего тела в поединке, это крепкое и гибкое тело, руки вытянуты примерно на метр, расстояние между мостами 5 цуней (16,65см), удар наносится примерно на 8 цуней (26,64), не нужно полностью выпрямлять руку, руку нужно держать на уровне от сердца до рта, во время удара по спирали сила 劲 (jìn) от сердца через рот по центральной линии выбрасывает силу 发力 (fālì), это правило в хунцзяцюань “проходящая через центр ладонь” и “проходящий через центр кулак”. Некоторые из старшего поколения ( предков) говорили в хунцзяцюань в технике позиций главное острота, для техники рук главное сила; также они говорили, что техника рук является главной силой, техника ног является вспомогательной. Во всяком случае, техника рук в хунцзяцюань является основной техникой, части рук двигаются внутрь и наружу, локти двигаются вдоль и поперёк, имеется двенадцать видов мостов.

1.1 手形 (shǒuxíng) формы рук
Искусство коротких ударов в центр, часто используется форма кисти 虎口(hǔkǒu) пасть тигра, 佛掌(fózhǎng) ладонь Будды и 熊掌(xióngzhǎng) ладонь медведя. Основной принцип ударов кулаком через центр, часто используются такие формы как 虎爪 (hǔzhǎo) когти тигра, 龙爪 (lóngzhǎo) когти дракона, 凤爪 (fèngzhǎo) когти феникса, 鹅颈手 (éjǐngshǒu) рука гусиная шея, 鹤咀手 (hèjǔshǒu) рука клюв журавля, 鹤翅手 (hèchìshǒu) рука крыло журавля, 鹤爪 (hèzhǎo) когти журавля, 鹤咀钩 (hèjǔgōu) цепляющий клювом журавль, 猴爪 (hóuzhǎo) когти обезъяны и 饭铲头 (fànchǎntóu) пища слабого человека и др. Хунцзяцюань в совершенстве владеет принципом 一步三变手(yībù sānbiàn shǒu) “один шаг три положения руки”, короткие удары через центр, постоянные одинаковые связки движений, форма рук такие как 虎口(hǔkǒu) пасть тигра, 佛掌(fózhǎng) ладони будды и 熊掌(xióngzhǎng) ладонь медведя взаимно изменяются. Несколько часто применяемых форм рук имеющие выступающие вперёд пальцы это 单鹤指 (dānhèzhī) одиночный палец журавля, 蛇舌指 (shéshézhī)) палец язык змеи, 锁喉指(suǒhóuzhī) палец сжимающий горло и 撑天指 (chēngtiānzhī) подпирающий небо палец. Выступающий вперёд палец, палец одинокого журавля и палец подпирающий небо часто используется во время тренировки движений мостами и удержание мостов, палец подпирающий небо применяется в тренировках силы пальцев. Кулачная пословица гласит “四指撑天天上天,沉踭对膊是真言,莫谓洪拳无妙法, 铁臂禅师也诳言” четыре пальца ежедневно подпирают небо, колени погружаются на ширине плеч, не нужно говорить, что хунцюань не имеет замечательного способа, железные руки наставника лучшее тому доказательство. Часто применяемые формы кулака 日字拳 (rìzìquán) солнечный кулак, 姜子拳 (豹拳) (jiāngzìquán(bàoquán)) имбирный кулак (кулак леопарда), 凤眼拳( fèngyǎnquán) кулак глаз феникса и 鹤顶拳 (hèdǐngquán) кулак голова журавля. Кулаком леопарда наносят тяжёлые удары по плавающим рёбрам, кулаком глаз феникса и голова журавля наносятся тяжёлые удары по жизненно важным точкам. Кулак формы иероглифа солнце различают двух видов, первый вид это когда большой палец прижимается к наружной поверхности указательного пальца, это часто встречаемая форма кулака формы иероглифа солнце. В другой форме кончик большого пальца давит на боковую поверхность указательного пальца, сустав большого пальца выпирает аркой , поэтому обычно он применяется в упражнениях с железными кольцами.

1.2. 膀 (bǎng)плечо (рука от плеча до локтя)

В хунцзяцюань 膀 делят на внутреннее плечо и на внешнее плечо. В том числе плечо с предплечьем называется 膀手(bǎngshǒu). Во время движений 膀手, лопатка запирается внутрь, называется внутреннее плечо, общепринятое используется название 内膀 (nèibǎng) внутреннее плечо; когда плечо направляется наружу, называется внешнее плечо, при применении принято называть 外膀 (wàibǎng) внешнее плечо. Техника 膀 уже использовалась в древности в Шаолине, чаще всего встречается название 三靠手(sānkàoshǒu) “три руки подставки”, в южных школа общепринятое название этой техники 打三星 (dásānxīng) “трёхзвёздный удар”. Также есть и другие виды 插花手 (chāhuāshǒu) рука украшающая шапку цветами, 照镜手(zhàojìngshǒu) рука светящееся зеркало и 伏虎手 (fúhǔshǒu) рука прячущегося тигра три вида сформировавшейся техники. Полная техника 膀手 состоит из 7 образований, не считая описанных выше 3 видов, ещё есть верхний, средний, нижний 十字手 (shízì shǒu) рука в форме иероглифа 10, это разрезающее плечо 截 膀 (jiébǎng), режущее плечо 切膀(qiēbǎng), и рука подводящая брови 画眉手 (huàméishǒu), а также рука несущая цветы 戴花手(dàihuāshǒu). Хунцзяцюань, это сначала техника руки от плеча до локтя 膀法 (bǎngfǎ), потом техника моста 桥法 (qiáofǎ), 膀法 включает в себя технику локтя 肘法 (zhǒufǎ) и технику моста 桥法 (qiao fa), унаследованные от шаолиньского кулака и 永春白鹤拳 (yǒngchūn báihè quán) юн чунь белого журавля, техника мостов берёт начало от 白鹤拳 (báihè quán) кулак белого журавля, оба направления техники рук успешно развивались, ставя на первое место самое лучшее в китайском боевом искусстве. Поэтому в 套路 (tàolù) комплексах постоянно используют связки с техникой плеча 膀 и техникой моста 桥.

1.3 肘 (zhǒu) локоть
В хунцзяцюань есть требование 沉 踭 坠 肘 (chénzhēngzhuìzhǒu)“ локти тонут исвешиваются”. В таком положении локтевой сустав уже защищает внутреннюю линию, если противник прорывается, это положение является последней линией обороны. Из китайского боевого искусства пришла не обычная точка зрения на возникающую опасность, поэтому в хунцзяцюань хотя и есть техника локтя, однако она не является в наступлении главной силой, а является в основном оборонительной техникой. Техника локтя разделяется на поперечный локоть и вертикальный локоть. Пословица кулачного боя гласит: “横踭来掂踭送, 掂踭来横踭消”(héngzhēng lái diānzhēng sòng, diānzhēng lái héngzhēng xiāo) поперечный локоть приходит вертикальный локоть провожает, вертикальный локоть приходит поперечный локоть устраняет. Поэтому локоть ломающий локоть это главное, 掂踭 (diānzhēng) вес держать на руке, на гуандунском диалекте означает поставить вертикально.

1. 4 桥(qiáo) мост
В наньцюань действия предплечьями называются 桥(qiáo)мост, до этого не было сформированной техники мостов, наряду с предплечьем также используют часть руки от плеча до локтя, техника мостов сформировалась позже и таким образом 膀手 (bǎngshǒu) рука от плеча до локтя занимает в технике моста центральное место. Создатели техники моста разные виды техник объединили, сформировав 12 техник моста: 刚 (gāng) твёрдый, 柔 (róu) мягкий, 逼 (bī) давящий, 直 (zhí) прямой, 分 (fēn) разделяющий, 定 (dìng) прочный, 寸 (cùn) точечный, 提 (tí) поднимающий, 留 (liú) останавливающий, 运 (yùn) вращающийся, 制 (zhì) контролирующий, 订 (dìng) отмечающий. 刚 (gāng)твёрдый, 柔 (róu) мягкий и 寸(cùn) точечный это мосты с силой 劲力 (jìnlì) трёх видов положений. 逼 (bī) давящий и 直 (zhí) прямой это мосты двух видов положений, давящий мост это короткий мост, 制 (zhì) контролирующий комбинированный, часто блокируют препятствуя захватам; 直 (zhí) прямой мост это длинный мост, используется как хлешущий мост. В прочном и вращаюшемся мостах сила 劲力 (jìnlì) сила в промежутке изменяется. 分 (fēn) разделяющий, 留 (liú) останавливающий, 提 (tí) поднимающий, 订 (dìng) отмечающий это мосты движения на четыре направления, мост движущийся вращаясь изнутри наружу это разделяющий мост, запирающий снаружи внутрь это останавливающий мост; поднимающе-поддерживающий снизу вверх это поднимающий мост, нажимающий сверху вниз это отмечающий мост. Техника мостов это форма рука-мост и формирование рукой-мостом силы 劲力 (jìnlì) (энергетическая сила), техника моста в процессе движений занимает центральное место, сила моста часто применяется жёсткая, мягкая, точечная три вида меняясь по применению силы 劲力. Название наводит на мысль, что мост использует вращение центра тяжести, обязательно нужно давить, нажимать, вынуждать, не обладая физической силой это не осуществимо, поэтому в хунцзяцюань мосты и позиции являются 气力功夫 (qìlì gōngfu) силой гунфу. Тренировка силы моста является настоящим гунфу, через поколения дошли до нас методы тренировок, с помощью удержания и ударов по каменному барабану, тренировки развивают силу мостов 提 поднимающего, 留 останавливающего, 直 прямого, 定 прочного; как многолистник (съедобный вид бамбука) удерживается в обе стороны, обе руки протыкают человека внутрь как расширяющиеся в стороны листья бамбука, это способ тренировки 分桥 разделяющегося моста; применяя стойку на руках тренируем силу 订桥 (dingqiao) отмечающего моста; удерживание штанги сверху на предплечьях, этот метод тренировки в хунцюань называется три развития руки это тренировка 运 вращающего, 柔 мягкого, 刚 твёрдого мостов; стойка на голове и локтях вытянув ноги вверх, это тренировка силы 逼桥 давящего моста; подтягивание на перекладине с помощью хвата кистью, удержание пальцами горлышка кувшина это всё способы тренировки силы 制桥 контролирующего моста.

2. 足(zú) стопа
Техника стопы в хунцюань это основа во всех позициях и перемещениях, 马 означает в современном ушу форму позиции (стойки), 步 (bu) означает перемещение. Позиция всадника, шаги резкие (живые) и техника отработки движений ритмичные скользящие перемещения с резким поворотом тела на пятке, в движении поглощая и выпуская, полностью прижимая стопы. Благодаря тому, что центр тяжести тела человека приводится в движение от стоп, в хунцюань прежде всего требуется научиться держать тело, центр тяжести понижается и поединок ведётся на крепких и низких позициях. Больше всего надо следить за тем, чтобы стопы плотно всей поверхностью касались пола, очень внимательно следить за техникой позиции, техникой шага, техникой коленей, техникой бёдер, техникой поясницы и бёдер, техникой тела. Техника поясницы и бёдер и техника отработки движений также входит в состав 5 категорий внешних необходимостей “тела”, поэтому они развёрнуты наружу. В кулачной пословице говориться “桥来桥上过,马来马发标“(qiáoláiqiáoshàngguò, mǎláimǎfābiāo) мост перекрываем приходящий мост, позиция приходит принимаем отмечающую позицию, в хунцюань часто применяют название движений как раз ”标马” (biaoma) отмечающая позиция, отмечающая позиция поэтому собственно атакующая позиция предназначенная для атаки противника, это позиция есть и в северных школах цюаньфа, техника ударов ногами различается лишь формой, просто атаки на противника отличается положением тела и не более, основное назначение одинаковое.

2.1 马法 (mǎfǎ) техника позиций
马 в современном ушу это термин означающий позицию, но в хунцюань дают другое

понимание 步型 (форме шага), поэтому имеется специальный метод позиции, перемещение в позиции изменяя положение тела меняет основное назначение, например 八分马 (bāfēnmǎ) позиция восемь частей (примерно 80% веса тела на одной ноге) меняется на 三七马

(sānqìmǎ) позиция три-семь (30% веса на одной ноге и 70% веса на другой), 三七马 изменяется на 吊马 (diàomǎ) подвешенную позицию, позиция 三七马 изменяется на 跪步

(guìbù) коленопреклонённую позицию и другие способы перемещений. Позиция всадника получила название по форме всадника едущего верхом на лошади, положение в виде всадника это главный базовый метод позиции, различают высокую, среднюю, низкую три вида формы позиции, в хунцюань раньше средняя позиция 四平马(sìpíngmǎ) всадника была основной, в дальнейшем в результате развития превратилась в 低桩马 (dīzhuāngmǎ) низкую позицию сваи и высокую позицию восьми частей 八分马(bāfēnmǎ). Средняя 四平马 (sìpíngmǎ) переходим в 丁字马(dīngzìmǎ) тавровая позиция и 子午马(zǐwǔmǎ) меридианная позиция; из 低桩马(dīzhuāngmǎ) низкой позиции сваи переходим в 之字马(zhīzìmǎ) зигзагообразную позицию и 蝴蝶马(húdiémǎ) позицию бабочки; Высокая позиция 八分马 (bāfēnmǎ) восьми частей основная позиция в рукопашном бою, переходим в 三七马(sānqìmǎ) позицию три-семь, 吊马 (diāomǎ) висящую позицию, 拐马(guǎmǎ) ложную позицию, 榄枝马 (lǎnzhīmǎ) позицию держащего ветки, 仆地虎(pūdìhǔ) позицию припавшего к земле тигра и 跪 马 (guìmǎ) коленопреклонённую позицию также часто используют другие позиции. Используя все эти позиции изменяя на самые простые, самые быстрые достигающие скорости с главной целью добиваться в движениях наибольшей скорости.

2.2 步法(bùfǎ) способы перемешений
Иероглиф 步 в хунцюань означает перемещение, это передвижение с помощью шагов

достигающих тела с помощью поворотов на пятке одновременно применяя атакующие действия самое идеальное движение это 标马 отмечающая позиция, тело двигается вперёд

одновременно, передняя позиция против передней позиции противника, поэтому мастер Янь Дьянь Сьон говорил: “Нужно начинать как можно раньше” именно это верно. Тело вперёд, назад, налево, вправо, перемещается с помощью техники шага.

Двигаемся в пределах ширины плеч, на внешний вид напоминаем наивного ученика, наступая в позиции четыре ровных шага, наносим удар в этой же позиции кулаком или ладонью, левая позиция правый кулак, правая позиция левый кулак это движение обладает мощью буксира; При 进步(jìnbù) шаге вперёд часто используют 四平步(sìpíngbù), 垫步 (diànbù) и 玉环步(yùhuánbù) шаг лунного диска (镰刀脚(liándāojiǎo) стопа серп). Когда слабый ведёт поединок с более сильным противником, применяют обманные движения, левая позиция левый кулак, правая позиция правый кулак, это движения обладают достаточной мощью. Отступая или отступая чтобы перейти в атаку используют 三七步 (sānqìbù); Скручивая тело используем высвобождаемую силу; Уклоняясь от оружия, от неожиданного нападения оружием отступаем принимая 仆 地 虎 (pūdìhǔ) позицию припавшего к земле тигра. Уклоняясь от атаки часто используют ( 鱼尾脚( yúwěijiǎo) стопа рыбий хвост изменяя позицию 三七步, 拖步(tuōbù) тянущий шаг и 仆地虎 позицию припавшего к земле тигра. Используя в качестве атакующей шага позицию для атаки на противника, используют скрытные удары стопой и удары коленом, наиболее часто используется удар стопой 鱼尾脚 (yúwěijiǎo) рыбий хвост, 铲脚( chǎnjiǎo )стопа лопата и 镰 刀脚(liándāojiǎo) стопа серп. Предпринимая атакующие действия, используют скоблящий (сдирающий) удар鱼尾脚(yúwěijiǎo) стопа рыбий хвост, используя 铲脚стопу лопату выполняют связывающие движения, колени используют для нападения и контратак; Используя уходы в сторону, используют 镰刀脚 стопу серп закрывая атаку противника, затем используя колени взламывая нажимаем, заставляя противника становиться на колени. В технике разрушения (ломания) также используют 鱼尾脚 стопу рыбий хвост и 钉脚 стопу гвоздь, стопа рыбий хвост поворачивается влево вправо, стопа гвоздь сразу же наносит удар гвоздь в середину. Уклоняясь с уходом в сторону применяют 吊马 (diàomǎ) висящая позиция и поднятое колено.

Тренируя 功夫 гунфу этих виды перемещений, традиционно используют 三角桩

(sānjiǎozhuāng) сваю трёх углов и тренируются удерживая 石鼓(shígǔ) каменный барабан. Свая трёх углов это это вбитые в землю три деревянных столба, различают разные формы столбов и размеры углов, обычно расстояние от столба до столба равна длине позиции всадника и позволяет маневрировать, человек стоит у основания в центре столбов, левая или правая стопа перемещаясь по дуге формирует позицию всадника, используя внешнюю сторону стоп выполняются связывающе-скоблящие движения по обеим сторонам свай, затем также стопа изнутри наружу режет по дуге, завершая в 子午马 (zǐwǔma) меридианная позиция (лучника) или 三七马 (sānqìmǎ), третий тип атакующий шаг по кромке как и второй тип выполняет чиркающее по дуге, связывающее и скоблящее движения и все типы выполняют связывающие и скоблящие движения по столбам, отступая отклоняясь в сторону из позиции 子 午 马 принимать позицию 三 七 马 . Благодаря этим трём формам, эти упражнения также называет 三星桩(sānxīngzhuāng) трёх звёздный столб. Начинать нужно с не толстых и неглубоко вкопанных столбов, в конце концов приобретая способность одним ударом стопы переломить достаточно толстое бревно, даже с места.

Тренироваться с 石鼓 каменный барабаном сравнительно несложно, каменный барабан поставить на землю, принимаем позицию всадника, и берём барабан в охапку. Когда в будущем приобретём способность поднять вес в 100 цзиней (50 кг) и выполнить 10 шагов, можно считать, что работа с успехом завершена.

2.3 脚法 (jiǎofǎ) техника стоп
Технику стоп в современном ушу называют методы ударов ногой 腿击法(tou ji fa). В

хунцюань также имеется техника стоп, только лишь техника стоп применяется при внезапных нападениях или для контратаки, при внезапном нападении используется наскок (набег), сбоку с помощью левой руки запечатываем руки противника выигрывая время, только и остаётся применять стопу. В хунцюань техника стоп сравнительно простая, насчитываются отдельные движения 魁 星 踢 斗 (kuíxīngtīdòu) Куй подбрасывает ногой Б. медведицу (низкие удары), 白鹤踏雪(báihètàxuě) белый журавль ходит по снегу (наступать стопой), 童子献蹄(tóngzǐxiàntí) подросток показывает пинок (упираться стопой), 虎尾脚 (hǔwějiǎo) стопа хвост тигра (боковое подпирание), 明尖脚(míngjiānjiǎo) стопа остриё света (попадание пули) и 铰剪脚(jiǎojiǎnjiǎo) стопа ножницы и др.; составные движения имеются 懒虎伸腰(lǎnhǔshēnyāo) ленивый тигр разгибает спину, 三星钩弹脚(sānxīnggōudànjiǎo) зацепить ударом стопы три звезды, 缠丝明尖 (chánsǐmíngjiān) обёрнуьое шёлком остриё света, левый правый 拨脚(bōjiǎo) толкающая стопа и серийные 挂脚(guàjiǎo) и др. Хотя в цюаньшу таолу занимают важное место, многочисленная техника ударов и прыжки не систематизированы в традиционном шаолинь цюаньшу, но не нужно считать, что техника стоп в хунцюань упрощённая, она тем не менее обладает очень практичным гунфу, в атаке она хороша, в самообороне так же эффективна, но необходимо приложить большие усилия в освоении гунфу.

2.4 膝法 (xīfǎ) техника коленей
Колени являются нижними воротами тела, обязательно нужно сгибать колени, не нужно

разводить колени, в таком случае нижняя часть тела имеет действительно вид сильного обхватывания, ворота плотные, противнику трудно прорваться с боем, колени с силой подняты, используемой для обороны. Техника удара коленом разделяется на 横直(héngzhí) поперечный под прямым углом, 破 法 (pòfǎ) разрушающий метод (также поперечно разрушающий). Прямые движения это 提膝(tíxī) поднятое колено и 跪膝(guìxī) стоять на колене, поднимающееся колено движется снизу вверх, делится на оборонительную технику и технику атаки, оборона это причина недостаточности твоей собственной силы, нападающий конь не знает противников, поэтому поднимающееся колено для обороны. В нападении стандартное название 顶膝((dǐngxī) подпирающее колено, обычно называют 钉膝(dīngxī) колено гвоздь, его выпирающая вверх верхушка напоминет гвоздь, 跪膝(guìxī) называют

нижний гвоздь, используется в надавливании на выступающие вперёд конечности атакующего противника. 横 膝 (héngxī) направлено на разделение и закрытие, 提 膝 (tíxī)

поднимающееся колено разделяет и закрывает, для того чтобы сломать бьющее бедро противника, во время принятия позиции к атакующему применяют метод разделения и закрытия. Разделение это взламывающая техника, закрытие метод надавливания коленом.

Удерживая позицию, требуется на позицию нападающего поднимать ногу по косой под углом 45 градусов, носок стопы и колено перпендикулярны, поэтому главный секрет колено защищает подъём стопы, не подвергая его непосредственному давлению противника. Поэтому колено удобно постоянно применять при атаке на ближней дистанции, когда топчущих и толкающих ударов трудно избежать.

(三)身 (shēn) тело
“Макушка головы поднята, задний проход втягивается, спина скруглённая, поясница

выпрямляется, ягодицы подтянуты”. Это в тренировках боевыми искусствами несколько обязательных требований для положения тела, также требуется плотно сжимать зубы, кончик языка прижат к нёбу, 气 опускается в 丹田 (dāntián) часть тела, находящаяся на 3 цуня ниже пупка; половая сфера, место сосредоточения жизненных сил, подтягивая кишечник удерживаем 气. Применяем обратное брюшное дыхание, во время выдоха 气 опускается в 丹田, во время выброса силы 发劲 (fājìn) фацзинь производитьсч выброс 气 с выкриком, 气 побуждает 力. Пальцы ног хватают землю на подобие корней растения, пальцы рук согнуты как в позиции 猛虎攫羊(měnghǔjuéyáng) свирепый тигр схватил барана, тело сжимается в комок 劲 (jìn) как 斑豹回崖 (bānbàohuíyá) пятнистый леопард прыгает со скалы.

膀手(bǎngshǒu) использует 劲力(jìnlì) энергетическую силу всего тела, во время внешнего плеча используется сила мышц груди и живота, во время внутреннего плеча используется силу мышц спины и поясницы, один Инь другой Ян, тренируем попеременно оттачивая мастерство и в применении всё получится. Три метода развития рук в хунцюань вот почему 气 опускается в 丹田, 内劲 (nèijìn) внутренняя цзинь из даньтьень поднимается через живот, грудь, ключицу, лопатку доходит до руки и пястно-фалангового сустава транспортируя 柔 мягкое в 刚 твёрдое, как говориться сталь лучшей закалки, которую можно обвить вокруг пальца. Изменение тела из позиции в шаг происходит закрытие, мгновенно раскрываясь перемещается, поглощая подъёмы и падения, замечательно двигаясь, в современном ушу это называется темином 身法(shēnfǎ) техника отработки перемещений, двигаясь прыжками свирепый тигр толкает гору, отступая прыгая назад хвост закатывается в позицию иероглифа тысяча, перемещаясь влево и вправо тело немного подскакивает(не вверх) это в хунцюань часто применяемая техника перемещений. Если встречается очень сильный противник, благоразумно применять оружие, ещё отступая прыгают в позицию 仆 地 虎 (pūdehǔ) прижимающегося к земле тигра, на земле держаться руками за землю предотвращая нападение; Влево и вправо делая выпады продвигаемся, часто используют 烂 泗 牛 步 (lànsìniúbù); против оружия больших размеров часто используют три прыжковых шага, например 三步败将棍(sānbùbàijiànggùn) три шага избитого палкой генерала, 下马枪 (xiàmǎqiāng) отложить копьё и др. Эти техники в основном используются в саньшоу как метод специальной подготовки.

В хунцюань также есть 轻身功夫(qīngshēngōngfu) гунфу лёгкого тела, это применяется по шаолиньской традиции. Бег с тяжестями на спине и прыжки с тяжестью на спине, используется в беговых и прыжковых тренировках, это внешние одиночные тренировки таолу, ещё имеется “猫跳虎扑“(māotiàohǔpū) кошка прыгая бьёт тигра, это обучение бегу по стенам, перилам и т. д. , молодые люди легко достигают успеха в тренировках, взрослые затрачивают в этих тренировках гораздо больше усилий и достигают как правило гораздо более скромных успехов.

Базовая подготовка по развитию гибкости тела 柔软身体(róuruǎnshēntǐ) “мягкое тело”, включает в себя такие движения как движения плечом давление, висы, повороты, вращения;

движения для поясницы наклоны, махи, полощущие движения; движения для бёдер давление, перемещения, разделяющие, опрокидывающиеся все они применяются в самостоятельной тренировке. Также имеется 有头鸡(yǒutóujī) иметь голову петуха и 绞纱 (jiǎoshā) пряжа, это падения, кувырки также движения требующие специальной тренировки.

В хунцюань метод использования 劲(jìn) силы цзинь зависит от приложения усилий 气 с использованием силы 力. Взрослые люди во время тренировок немного неосторожны и могут 努 坏 条 气 (nǔhuàitiáoqì) приложить плохую энергию ци (это как говорят на Гуандунском диалекте, невнимательность приводит к задержкам дыхания и перенапряжению), поэтому молодым людям не следует тренировать эту технику. Молодые люди только к 18 годам окончательно формируются и способны полностью проявить свои таланты, поэтому до этого нельзя тренировать 内功(nèigōng) внутреннюю работу, можно только тренировать гибкость тела и другие виды лёгкой работы гунфу, тренировать силу в технике также можно с помощью подтягиваний, лазанию по шесту и другие виды тренировок, упражнения с каменными замками, держать изо всех сил барабан, поднимать каменную штангу и др. можно только исходя из своих возможностей. Все таолу и оружие, можно тренировать с молодых лет, когда достигнете 18 лет, только тогда можно под руководством опытного наставника постепенно и планомерно изучать нейгун.

(四)心(xīn) сердце
Господин Линь Ши Жён говорил: сердце достигает образца строго следуя обязательным

правилам; Кулачная пословица говорит: Жизненная сила сердца двигается совместно с четырьмя конечностями; Господин Янь Дьяньсьон говорил: Сердце контролирует осуществление действий, спереди сзади, слева справа; Поэтому наши предшественники постоянно строго требовали “чтобы была сила души (мотивация)”. Попробуем представить себе рассеянность во время тренировки, застыть как деревянный петух, как можно добиться успеха в обучении боевым искусствам с поникшим духом? Растерявшимся, как одержать победу в бою? Поэтому понятие 心(xīn) само по себе управляет всем телом. В первую очередь это сосредоточенность на выполнении движений, полное погружение в работу. Именно это и есть постижение сердца.

(五)眼(yǎn) глаза, взгляд
Господин Лин Ши Жён говорил: Блеск глаз достигших правил ни с чем не перепутать;

Кулачная пословица гласит: глаз следует за рукой, также участвет в наступлении; глаза видят шесть дорог, уши слышат восемь направлений; поэтому во первых в хунцюань добиваются живого не застывшего взгляда, тренируя руки, взгляд следует следом за ними, тогда движения рук могут обладать и духом 神 и формой; во вторых понимать намерение противника: смотря на лицо противника глаза охватывают всё тело, умея предугадывать движения рук и ног; “Следить за движениями плеч человека, знать о выходе его ноги”. Во время взаимного нанесения ударов необходимо наблюдать за состоянием духа противника и немедленно реагировать, пытаясь разглядеть слабость в обороне противника.

Пять внутренних и внешних требований в хунцюань это общие принципы системы. Начинающие должны всесторонне понять эти принципы, и тренироваться по системе. Стараться прилагать большие усилия в работе, неуклонно, последовательно следовать выбранной линии, именно в этом случае появляется результат и вы достигнете большой высоты. Тем самым мы закладываем основу для хорошей техники, создаём основание хорошего здания.

Комментарии
comments powered by HyperComments