Школа боевых искусств ушу в Волгограде

Анализ влияния “发劲» (fājìn) на выполнение спортсменом комплексов наньцюань.

Наньцюань распространённый в Китае в южных провинциях отличается мощным видом, имеет более чем 400 летнюю историю. Его своеобразная манера движений пользуется большой популярностью. Мощная силовая манера, лёгкие и в тоже время крепкие и устойчивые перемещения. Разнообразная техника рук занимает центральное положение, наступление и отступление происходит на 8 сторон, постоянно происходит озвучивание выкриком выброса силы 发力 (fālì), помогая силе кулака. “发劲“(fājìn) в спортивных комплексах наньцюань является основой (становым хребтом), отсутствие 劲力 (jìnlì) в наньцюань не позволяет воплотить присущую наньцюань специфическую манеру, поэтому в наньцюань большое количество видов техники кулака и техники ног нужно нужно выполнять мощно, с впечатляющей силой.

1. Формы 发劲 (fājìn) в наньцюань таолу.

Наньцюань отличается от других видов кулака, это частые атакующие действия, смена наступления и обороны. Техника рук включает в себя много коротких ударов кулаком, нажимающих рук, многочисленные техники движений руками. Техники ударов ногами относительно не много, достаточно большое количество движений согнутыми ногами, удары наносятся не выше уровня плеч и не ниже уровня пояса. Тело вертикальное, обычно используют подъём и опускание головы, во время опускания головы происходит мгновенные повороты тела. Базовой позицией является стойка 四平马 (sìpíngmǎ), также существуют 单蝶 步 (dāndiébù) одиночная позиция бабочки, 双蝶步 (shuāngdiébù) двойная позиция бабочки, 骑龙步 (qílóngbù) позиция ехать верхом на драконе, 拐子步 (guǎizibù) позиция хромого шага, во всех требуется низкое расположение центра тяжести. Перемещения упругие, прочные, устойчивые, постоянно происходит последовательное поднимание и опускание центра тяжести с использованием силы. В процессе тренировок наньцюань таолу, каждое однотипное движение техники кулака и техники ног нарабатываются в использованием 发劲 (fājìn). В движениях 发劲 (fājìn) вперёд происходит накапливание силы 劲 (jìn), после накапливаниябольшойсилы劲, сразупереходитвсильныйвыброс发劲фацзинь. Вовремя 发劲, используется сила ног и поясницы, собирая мощь всего тела в корпусе и выбрасывая наружу. Хотя направлений наньцюань много, но принципы 发劲 в основном совпадают, их всего пять видов: часто фацзинь выполяется в виде взрывного выброса энергии 爆发劲 (bàofājìn); в виде 寸劲 (cùnjìn) («усилие в 1 цунь» — в традиционных китайских боевых искусствах так называют технику нанесения удара с близкой дистанции); в виде 变换劲 (biànhuànjìn) изменяющейся цзинь; в виде 长劲 (zhǎngjìn) набравшейся сил цзинь; 连续劲 (liánxùjìn) непрерывный цзинь. В наньцюань пять видов форм 发劲 (fǎjìn), базирующиеся на стилевых особенностях наньцюань, объединяются общим для наньцюань правилом 发劲 (fǎjìn). Во время выполнения 发劲 (fǎjìn) необходимо делать следующее: медленные движения нужно выполнять опускаясь с использованием силы, быстрые движения выполнять стремительно, чётко, твёрдости нужно добиваться за счёт напряжения мышц, мягкости нужно добиваться расслабляя тело, чередовать быстрое и медленное, сочетать твердость и гибкость. Поясница, ноги, тело, руки должны быть пронизаны 劲力(jìnlì) энергетической силой, стремящейся достигнуть поднимающихся рук, плеч, через поясницу. Через поясницу в плечо, через плечо в руку, параллельно выполняя движение 发力 (fālì) выброс силы, всё тело наполнено 气 (qì) , все четыре конечности используют силу, применяя 气 (qì) из 丹田 (dāntián), выбрасывая прямо вперёд, выбрасываемая 气 соединяется с силой 力, мысленно контролируем форму, объединяя внешнее и внутреннее, ци и выкрик соединяются, передаваясь выкрику, 气 побуждает силу 力.

2 Несколько факторов влияющих на“发劲”спортсмена в комплексах наньцюань.

  1. 1)  Одним из важнейших условий влияющих на эффективность 发劲 в наньцюань является расслабление мышц и напряжение. Для повышение силы 发劲, обязательно необходимо понять накапливание внутри тела и выброс наруж 发 劲 (fājìn). Внутреннее накопление силы, которому главным образом присуще внутреннее сокращение мышечных волокон и набор внутренней мощи является основным фактором силы 劲 (jìn); Внешняя 发劲, имеется в виду прохождение через всю длину мышцы возбуждения и возникновение растягивающего усилия, получая приказ от головного мозга в мышцах накапливается мощная сила и мгновенно от тела взрывом выбрасывается наружу, в конце концов со взрывом выбрасывая наружу 劲力(jìnlì) энергетическую силу, скорость зависит от умения согласовывать действие центральной нервной системы с одновременным напряжением соответствующих групп мышц. Если мышцы в своём сечении достаточно большие, то фиксируя мышцы сильно натягивая и расслабляя мы повышаем их способность к модулированию. Натягивая мышцы антагонисты создаём силу сопротивления, увеличивая соответственно скорость, создаём большую силу. Поэтому, используя расслабление можно добиваться развития 劲力 в наньцюань.
  2. 2)  Возбудимость центральной нервной системы оказывает непосредственное воздействие на величину 发劲 производимую мышцами. Центральная нервная система передаёт высокочастотный нервный импульс, большой интенсивности, в этом случае в мышцах возникает также большая сила. Если мышцы контролируются, а двигательные нервы изначально возбуждены, то итоговый результат будет намного больший, возбуждение целесообразно, в таком случае будет задействовано как можно больше двигательных единиц (групп мышечных волокон, иннервируемых одним мотонейроном). Сила мышечного сокращения таким образом становится мощнее, поэтому необходимо использовать чередование мышечного напряжения и расслабления осуществляя силовые тренировки со временем изменяя функциональный порядок центральной нервной системы. Проходя через нервную систему возбуждение приходит в мышцы, сокращая мышцы вязко, заставляя мышцы увеличивать скорость мышечного сокращения. 发劲 достигает стремительности, быстроты, способности воспроизводить большую силу удара, поэтому, приобретается большая 劲力, таким образом можно повысить порядок центральной нервной системы и возбудимость мышц.
  3. 3)  В спортивном наньцюань спортсмены издают звук помогающий выбросу силы 发劲 (fājìn). Тренируя наньцюань необходимо стремиться выполнять 吐气(tǔqì) изливая своё настроение выполняя 发声 (fāshēng) выкрик, тем самым усиливая 发劲 (fājìn), объединяя 气 (qì) ци и 劲 (jìn) силу, объединяя 劲 (jìn) силу и 形 (xíng) форму, внутреннее и внешнее. Поэтому в наньцюань ставят на первое место соединение звука и ци. 气 (qì) может усиливать 劲 (jìn). Демонстрируя выброс в наньцюань звук усиливает силу, звуковая энергия возбуждает, звук является стилевой особенностью. Выполнять выкрик в наньцюань, это не значит, что надо беспорядочно реветь и бесцеремонно кричать, также нельзя издавать звук очень долго, выкрик должен чётко соответствовать выполняемым движениям, к различным 劲力 (jìnlì) энергитическим выбросам применяют различные выкрики. Обычно, выкрик являющийся помощью силе 劲 (jìn), соединяют с формой движения. Помощь силе 劲 (jìn) выкриком, часто выполняется когда движения достигают своего пика. С помощью выкрика помогая энергетической силе 劲力 раскрыться, создавая необходимый эффект. По виду используемой 劲力 применяют различные выбросы. Выкрики также различные, в

большинстве кричат “嗨 (hāi),呀 (yā),咿 (yī),哗 (huá),嗌 (ài)”, соединяя выкрик с создаваемым образом. В наньцюань центральное место занимают формы тигра и журавля, тренируя эти движения часто используют образные выкрики присущие формам этих животных, тигра и журавля. Но не нужно очень кричать, проходя через эти формы, озвучивая дыхание получаем 呼喝则风云变色,开拳则山 岳崩颓 (hūhè zé fēngyúnbiànsè, kāiquán zé shānyuèbēngtuí) “дыхание придаёт форму и приобретает цвет, открытый кулак обрушивает горы”. В этом состоит основная мысль.

В наньцюань спортсмен проявляя своё настроение 吐气(tǔqì), должен применять брюшной тип дыхания, ци опускается в 丹田 (dāntián), передний фацзинь “вдыхая животом накапливаем 劲 (jìn)”, но этого не достаточно, нужно стараться с усилием сжать грудь и живот, заставляя мышцы находиться в напряжении. В это время грудь втянута внутрь и живот втянут внутрь поднимаясь вверх, одновременно раскрывая плотно закрытую голосовую щель пускаем воздушный поток наружу, сразу же нужно рефлекторно использовать импульсную силу удара. происходит выброс наружу накопленных запасов высвобождаемой энергии. Изливая своё настроение 吐气(tǔqì), одновременно выполняем движение, только так можно достич эффекта 以气催力 (y ǐqì cuīlì) “с помощью 气 увеличения силы 力 “ . 吐 气 (tǔqì) изливать душу пронизывает спортивные таолу наньцюань от начала до конца. Во время поглощения и выпуска из себя Ци, происходят структурные изменения движений. 吐 气 (tǔqì) необходимо сочетать с 发劲 (fājìn) выбросом энергетической силы, координируя в одно целое, иначе не будет должного эффекта. Процесс выпуска 发劲 (fājìn) только с сочетанием 吐气 (tǔqì) и 发劲 (fājìn).

Используемая литература:

[1]编写组.武术[M].北京:人民体育出版社,1991(6).

[2]编写组.运动生物力学[M].北京:人民体育出版社,1981.

[3]编写组.武术概 GEM].北京:人民体育出版社,1996(6).

[4]编写组. 广州师范学院体育系,广东广州: “发劲», 2000.

 

Куличкин С.Н.

Комментарии
comments powered by HyperComments