История Вин Чунь мастера Пен Наня
История Вин Чунь передается от Учителя к ученику устно, и нет письменных источников, которые подтвердили или опровергли бы чью-то конкретную версию. Историю Вин Чунь рассказывают и как легенду о Нг Муй, бежавшей из сожженного Южного Шаолиньского монастыря и передавшего Им Вин Чунь искусство, разработанное ей с другими монахами. Рассказывают и истории об актерах оперы Красная Джонка, о повстанцах, ожидающих свержения текущего правительства, о мастерах различных школ, собравшихся вместе в южном Шаолине и более-менее развивших свое искусство и долгое время державших его в тайне. Каждая школа и направление имеют свою версию, и настоящий текст не имеет целью опровергнуть какую-либо из них.
Вся последующая информация представлена с целью сохранения и распространения истории и практики Вин Чунь Кун Фу. Эта информация получена от признанного мастера ушу и публикуется не с целью оскорбления, унижения или преуменьшения значимости какой-либо организации или истории и практики Вин Чунь в том виде, в каком его практикуют последователи Ип Мана. Прежде, чем делать выводы, мы бы рекомендовали внимательно прочитать статью или даже перечитать ее, т.к. ответы на многие часто возникающие вопросы даны в тексте.
Все, кто интересовался Вин Чунь, изучали его родословную и знают о легендарных деятелях, разрабатывавших и совершенствовавших это удивительно эффективное боевое искусство. Самые выдающиеся – это буддийская монахиня Нг Муй, ее ученица Им Вин Чунь, которая обучила своего мужа Люн Бок Чау, он, в свою очередь, обучил Люн Лан Квай, а тот – Вон Ва Бо и Люн Йи Тей, которые впоследствии стали учителями великого 梁赞 Люн цзянь, ставшего известным как «король бокса» благодаря победе над всеми соперниками. Люн Цзянь, среди прочих, обучал своего сына Люн Бик и Чань Ва Шунь. Последний известен всему миру как Ип Ман, непревзойденный грандмастер направления Вин Чунь, которое сейчас наиболее распространено в мире и которое иногда называют «стилем Ип Мана», чтобы отделить его от других направлений Вин Чунь.
В Фошане и его окрестностях мастера Пэна знают под прозвищем «чернолицый Нань» из-за большой родинки на правой щеке.
С тринадцати до тридцати он практиковал Сил Лам Кун Фу, а затем стал изучать Вин Чунь и практиковал его более 50 лет, вплоть до кончины в 1995 г.
Первым инструктором Пэн Наня был 招就 Чю Чау, который учился у сына 陈华顺 Чань Ва Шуня и однокашника 叶Ип Мана, 陈汝棉 Чань Ю Миня. Второй тренер – 黎叶篪 Лай Ип Чи, также обучался вместе с Ип Маном у Чань Ва Шуня, точнее, он был у него подмастерьем. После того как Чань стал инвалидом в результате инсульта, Лай Ип Чи продолжил тренироваться у старшего товарища Люй Ю Чай, в то время как Ип Ман стал учиться у Нг ЧуньСо. После Лай Ип Чи учился у мастеров, чья «родословная» восходит к основателям ветви Вин Чунь, о которой мало кто знает из практикующих стиль.
По словам Пан Наня Шаолиньский монах Йи Чунь – настоящий основатель Вин Чунь. Йи Чунь обучил Тань Сау Нг, который обучил Дай Фа Минь Кам, Вон Ва Бо и Люн Йи Тея, учителя Люн Яня). «Дай Фа Минь» — это прозвище, обозначающее дословно «разрисованное лицо» и подразумевающее актерский грим. Кам – это все, что осталось от настоящего имени. Дай Фа Минь Кам обучил Лок Лань Куня и его племянника, который обучил Лай Ип Чи – учителя Пэн Наня.
В этой ветви Вин Чунь сохранились не только комплексы, возможно, самые древние, но упражнения цигун, которые, как говорит мастер Пен, с самого начала были частью Вин Чунь.
При высоком уровне мастерства должное исполнение Вин Чунь отличается всеми теми характеристиками, которыми обычно описывают «внутренние» стили те, кто их практикует, теми свойствами, которые, собственно, и отличают «внутренние» стили. Скорее всего существовали какие-то исторические, теоретические и, что более важно, технические связи между Вин Чунь и внутренними стилями, о которых теперь ничего не известно.
Для тех, кому интересно, Пэн Нань никогда не таился. Многие известные мастера из Гонконга и с Запада приезжали в Фошань увидется с Мастером Пэнем, но, видимо, никто из них не был готов «опустошить свою чашку». Они слушали и смотрели то, что сохранил Пэн Нань, но по той или иной причине не приняли этих знаний. Неизвестно то ли им было слишком привычно в их системе, то ли чрезмерная гордость не позволяла им признать, что как, например, в Тайцзи существует много направлений, так и в Вин Чунь может существовать другой стиль, сохранивший немного другую практику и историю.
Комфортные ощущения в рамках своего боевого искусства вполне понятны и не несут вредоносного раздора. Тем не менее, такая эгоистичная позиция способствует защите корпоративных интересов, причем, зачастую, за счет отрицания отличающихся позиций, преследования инакомыслящих и прочих «политических игр».
Конфликт между различными трактовками истории происхождения Вин Чунь, между теорией и техникой различных направлений, на самом деле, не составляет проблемы, когда человек исходит из понимания и объективного рассмотрения вопросов. И хотя, на первый взгляд, некоторые разногласия выглядят драматично, каждая система дополняет другую, а теоретические знания и техника Вин Чунь, которые преподавал мастер Пэн, могут только улучшить боевые навыки ученика. Конечно, история, сохраненная Пэн Нанем, заполняет многие имеющиеся пробелы и многое объясняет. Даже известный доктор Люн Дин выражает сомнения по поводу традиционной истории Вин Чунь.
«У меня вызывает некоторые сомнения подлинность историй о том, как буддийская монахиня Нг Муй создала систему Вин Чунь после того, как увидела бой лисы и журавля, или о том, как молодая Им Вин Чунь встретила местного хулигана, о пожаре в монастыре Сю Лан или даже сам факт существования Нг Муй. Конечно, окончательное решение верить ли в их подлинность остается за читателем» (из книги Люн Дина «Вин Чунь Куэнь», восьмое издание 1986 г., стр. 30-31). Замечание: некоторые источники говорят о том, что на создание стиля Нг Муй вдохновил бой лисы и змеи. Аналогичные мнения в отношении истории Нг Муй и Им Вин Чунь высказываются в статье «Исследование истоков Вин Чунь», написанной сыном Ип Мана Ип Чунем, и вышедшей недавно сборнике «Генеалогии семьи Вин Чунь», 1990, стр 27-29 под редакцией Люн Дина, опубликованном ООО «Гонконгская атлетическая ассоциация Вин Чунь». На стр.28 этой статьи Ип Чунь говорит, что побывал у мастера Пэн Наня в Фошане, и что по словам мастера Пэна, Вин Чунь пришел в Фошань «с севера» благодаря Тань Сау Нг («Тань Сау» — это прозвище, дословно означающее «ладонью вверх» и связанное со специфической техникой, уникальной для Вин Чунь). На странице 29 Ип Чунь говорит о том, что Дай Фа Минь Кам был современником Вон Ва Бо и Люн Йи Тея.
Также на 28 и 29-йстраницах Ип Чунь приводит два независимых подтверждения историчности личности Тань Сау Нг и его боевых навыков. Первое – из «Исследования истории кантонской оперы» Мак Сиу Хара:
«Во времена Юн Чена, манчжурского императора 1723-1736, Чюн Нг из У Пак, так же известный как Тань Сау Нг, принес свое мастерство в Фошань и организовал Хун Фа Уй Кун (теперь это Китайская актерская ассоциация)». Автор отмечает, что дословно Хун Фа Уй Кун означает «Общество Красного Цветка». Из той же книги: «Чун Нг, помимо того, что был прекрасно обучен оперному делу, был необычайно искусен в боевых искусствах. Одна только его техника Тань Сау была непревзойденной в мире боевых искусств.»
Второе подтверждение из «Истории Китайской оперы» Ман Ю, том 3, стр 631: «По некоторым причинам Чюн Нг не мог оставаться в столице, поэтому он бежал и укрылся в Фошане. Это было во времена правления Юн Чена. Этот человек, прозванный Тань Сау Нг, обладал непревзойденными литературными и военными талантами, был прекрасным музыкантом и актером. Он был особенно искусен в технике Сиу Лам. Осев в Фошане, он передал свои знания традиционной оперы и боевых искусств последователям Хун Суэн («Красная джонка»), а также учредил Хун Фа Уй Кун в Фошане. Сегодня группы кантонской оперы почитают его как Мастера-основателя и зовут «Мастер Чюн»».
Высока вероятность, что Тан Сау Нг покинул столицу по причине своей революционной деятельности. Кроме того, обратите внимание на отсылку к «Сиу Лам» (Сил Лам или .шаолиньское кунфу) и на отсутствие упоминания о Вин Чунь. Это, видимо, можно
объяснить тем, что система была еще безымянной и получила свое название уже когда-то после Тань Сау Нг. Какой же вывод делает сын Ип Мана Ип Чунь из этой поразительной информации? «Сравнивая легенду о Им Вин Чунь с информацией о Тань Сау Нг, я рассматриваю вторую как более достоверную в нашем исследовании происхождения Вин Чунь.» (стр.28 «Исследование происхождения Вин Чунь», Генеалогия Семьи Вин Чунь)
Если каждая из противостоящих фракций практикующих Вин Чунь объективно рассмотрит представление этой информации, данное Шифу Чоном, даже при наличии отличий и несовпадений (особенно в датах), то, возможно, многие смогут преодолеть некоторое чувство враждебности и осознать, что история и практика каждого направления является законной частью наследия Вин Чунь.
Что же касается историй о том, кто основал Вин Чунь, монахиня Йи Чунь и ее ученик Тань Сау Нг или монахиня Нг Муй и ее ученица Им Вин Чунь, совет доктора Дина звучит так: пусть читатель рассмотрит внимательно каждую версию и потом решит которая более правдоподобна. Вообще, дискуссии на эту тему не являются действительно необходимыми. Каким бы ни было происхождение стиля, обе истории – часть традиции и обе рассказывают важные вещи о старых мастерах и силах, сформировавших Вин Чунь. Автору лично больше нравится история о Нг Муй и ее первой ученице Им Вин Чунь. По крайней мере, она очень романтична. Тем не менее, интеллектуальная честность требует непредвзятости, а объективное рассмотрение истории, сохраненной мастером Пэн Нанем, вкупе с независимыми подтверждениями, найденными Ип Чунем, не позволяют отмахнуться от такой трактовки истории.
Существенными для последующих дискуссий двух систем являются следующие факты:
Общение Пэн Наня с инструктором Чю Чау позволило ему близко познакомиться с тем направлением Вин Чунь, которое Чань Ва Шунь преподавал Ип Ману (мастер Пан называет его «быстрые руки» Вин Чунь).
Общение с Лай Ип Чи дало Пэн Наню не только близкое знакомство с ранними версиями Вин Чунь в том виде, в каком их практиковали актеры оперы Союз восьми гармоний (Дай Фа Минь Кам, Вон Ва Бо, Люн Йи Тей и Лай Фук Шунь), но и вкупе с его и Лая знаниями о «быстрых руках», позволило сформировать единую базу на основе двух направлений. Таким образом, Пэн Нань – редкой компетентности человек, что позволяло ему авторитетно комментировать практику Вин Чунь обеих ветвей стиля.